МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 июня 2006 г. N 241
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО
ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА СТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ (с изменениями, внесенными приказом Минюста России
от 19 марта 2008 г. № 65).
В целях оптимизации экспертного производство и научно-методического обеспечения экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России приказываю:
Утвердить:
нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приложение 1);
Методические рекомендации по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приложение 2).
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение 1
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241
(в редакции приказа
Минюста России от 19 марта 2008 г. № 65)
НОРМЫ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Роды (виды экспертиз) |
Затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов) в зависимости от категории ее сложности* (1,2,3) |
||
1 |
2 |
3 |
|
Почерковедческая |
16 |
38 |
95 |
Автороведческая |
16 |
38 |
95 |
Техническая экспертиза документов |
|
|
|
реквизитов документов |
21 |
45 |
95 |
материалов документов |
28 |
57 |
115 |
Фототехническая |
22 |
45 |
95 |
Портретная |
22 |
45 |
95 |
Трасологическая |
|
|
|
следов человека |
16 |
45 |
77 |
следов орудий, инструментов, механизмов |
16 |
45 |
77 |
следов транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация) |
28 |
57 |
115 |
Видео- и звукозаписей |
|
|
|
голоса и звучащей речи |
28 |
57 |
115 |
звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей |
28 |
57 |
115 |
видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей |
28 |
57 |
115 |
Оружия и следов выстрела |
|
|
|
огнестрельного оружия и патронов к нему |
19 |
38 |
77 |
следов и обстоятельств выстрела |
19 |
38 |
77 |
холодного оружия |
11 |
32 |
67 |
Маркировочных обозначений |
11 |
32 |
77 |
Взрывотехническая |
|
|
|
взрывчатых веществ, продуктов и следов их взрыва |
28 |
57 |
115 |
боеприпасов, взрывных устройств и следов их взрыва |
28 |
57 |
115 |
Материалов, веществ и изделий |
|
|
|
волокнистых материалов и изделий в них |
22 |
57 |
115 |
лакокрасочных материалов и покрытий |
22 |
57 |
115 |
нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов |
22 |
57 |
115 |
изделий из металлов и сплавов |
22 |
57 |
115 |
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных средств |
28 |
38 |
115 |
изделий из стекла и керамики, силикатных строительных материалов |
22 |
57 |
115 |
спиртосодержащих жидкостей |
19 |
38 |
115 |
изделий из резины, пластмасс и других полимерных материалов |
22 |
38 |
115 |
автомобильных электроламп |
22 |
38 |
77 |
изделий парфюмерной промышленности |
22 |
38 |
115 |
драгоценных, полудрагоценных камней, минералов и горных пород |
22 |
38 |
115 |
веществ неустановленной породы |
28 |
57 |
115 |
Почвоведческая |
19 |
38 |
67 |
Биологическая |
|
|
|
объектов растительного происхождения |
16 |
32 |
67 |
объектов животного происхождения |
16 |
32 |
67 |
Автотехническая |
|
|
|
обстоятельств дорожно-транспортного происшествия |
22 |
38 |
77 |
технического состояния транспортных средств |
22 |
38 |
77 |
следов на транспортных средства и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика) |
22 |
38 |
77 |
технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия |
22 |
38 |
77 |
транспортных средств в деталях определения стоимости восстановления ремонта и остаточной стоимости |
10 |
32 |
67 |
Пожарно-техническая |
22 |
38 |
77 |
Взрывотехнологическая |
28 |
57 |
115 |
Строительно-техническая |
28 |
57 |
115 |
Бухгалтерская |
28 |
57 |
115 |
Финансово-экономическая |
28 |
57 |
115 |
Товароведческая |
|
|
|
промышленных (непродовольственных) товаров |
16 |
32 |
77 |
продовольственных товаров |
- |
- |
- |
транспортных средств |
4 |
32 |
67 |
Психологическая |
19 |
38 |
77 |
Компьютерно-техническая |
28 |
57 |
115 |
Экологическая |
28 |
57 |
115 |
Электробытовой техники |
14 |
22 |
57 |
Лингвистическая |
16 |
38 |
95 |
В таблице указаны максимальные затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов).
Приложение 2
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 19 марта 2008 г. № 65).
1. Нормы экспертной нагрузки устанавливаются из расчета 100% затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности (далее - НМО), в том числе научно-исследовательскую работу (далее - НИР).
Общие затраты рабочего времени на НИР для государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) не могут превышать следующие показатели затрат рабочего времени, обеспеченного бюджетным финансированием: в РФЦСЭ при Минюсте России - 20%, в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России - 10%, в лабораториях судебной экспертизы Минюста России - 5%.
2. Расчет норм экспертной нагрузки за месяц производится исходя из продолжительности рабочего времени в соответствующем месяце, определяемой производственным календарем.
Для некоторых категорий работников нормы экспертной нагрузки рассчитываются с учетом установленной для них в соответствии с трудовым законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени.
3. При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется учитывать следующие признаки:
- многообъектность (более трех объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);
- множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований);
- потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения конкретных экспертных задач;
- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;
- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной;
- необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения исследования на базе других учреждений.
Указанные признаки используются также и при определении сложности выполняемых в СЭУ экспертных исследований (несудебных экспертиз).
4. По степени сложности судебные экспертизы подразделяются на 3 категории:
1 – экспертизы, имеющие до трех признаков сложности;
2 – имеющие три признака сложности;
3 - имеющие четыре признака сложности
Срок производства судебных экспертиз, имеющих не менее пяти признаков сложности, в каждом конкретном случае согласовывается с лицом, назначившим экспертизу, с представлением обоснования, подписанного экспертом и согласованного с руководителем учреждения.
5. При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами одной специальности, рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение им одной экспертизы соответствующей категории сложности.
При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами разных специальностей (комплексная экспертиза), рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение экспертизы соответствующей категории сложности, выполняемой им в рамках комплексной экспертизы в соответствии с его экспертной специальностью.
6. При определении общей экспертной нагрузки рекомендуется учитывать затраты времени на выполнение работ по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности СЭУ (исходя из норм затрат времени на производство экспертизы соответствующей категории сложности):
- проверка руководителем подразделения заключения эксперта, подготовленного для отправки лицу (органу), назначившему экспертизу, - 0,05 экспертизы соответствующей категории сложности;
- методическое рецензирование одного наблюдательного производства по экспертизе - 0,1 экспертизы соответствующей категории сложности;
- организация и проведение школы, курсов повышения квалификации, семинара, конференции - 1 экспертиза четвертой категории сложности за каждое из указанных учебных мероприятий (доля участия каждого специалиста определяется исходя из фактически затраченного им количества рабочих часов в пределах нормы, установленной на организацию и проведение мероприятия);
- руководство стажировкой эксперта - 0,1 экспертизы первой категории сложности за каждый день стажировки;
- руководство подготовкой эксперта к аттестации - 0,5 экспертизы первой категории сложности за каждый месяц;
- разработка программы подготовки экспертов по новой экспертной специальности - 1,5 экспертизы третьей категории сложности;
- разработка программы подготовки экспертов по утвержденной экспертной специальности, а равно внесение изменений и дополнений в нее - 0,5 экспертизы третьей категории сложности;
- подготовка отзыва на работу научного и методического характера: на пособие, монографию, диссертацию - 0,3 экспертизы третьей категории сложности; на другие методические материалы - 0,3 экспертизы второй категории сложности;
- проведение испытания (апробации) методических материалов - 1 экспертиза третьей категории сложности;
- подготовка обобщения экспертной практики - изучение одного наблюдательного производства - 0,05 одной экспертизы соответствующей категории сложности;
- подготовка и чтение лекции судьям, следователям и другим категориям слушателей (в порядке служебного задания) - 0,2 экспертизы первой категории сложности;
- оказание методической помощи и проверка состояния практики производства экспертиз с выездом в конкретное СЭУ - 1 экспертиза второй категории сложности за одну календарную неделю командировки;
- научное руководство темой НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;
- участие в выполнении промежуточного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;
- участие в выполнении заключительного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) с выходным материалом методического характера - 2 экспертизы третьей, второй или первой категории сложности соответственно;
- подготовка диссертации: кандидатской - 1 экспертиза первой категории сложности за каждый месяц; докторской - 1 экспертиза второй категории сложности за каждый месяц.